Bloodway

Таврели: славянские шахматы

Славянские шахматы, которые назывались таврели (у скандинавов – тавреги) древнее изобретение.

Еще в скифских курганах Северного Приазовья,  этрусских могильниках, в варяжских захоронениях на южном побережье Балтийского моря  археологи находили игральные кости, разноцветный галечник и большие плоские камни, расчерченные в клетку.

На Черниговщине, в Новгородских землях также обнаружены многочисленные принадлежности для этой игры.

В IX-X в.в. на таврели были уже широко распространены и имели твердо установленные правила.

Игра упоминается даже в былинах о князе Владимире и мореходе Садко. Православная церковь наложила на таврели запрет как на языческие игрища, а Петр I заменил их индийскими шахматами.

Но, благодаря усилиям Московского дворянского собрания и Фонда поддержки творческой личности, русские шахматы стали стали  возрождаться.
В 1997 году созданы Международная и Межрегиональная федерации по русским шахматам. Проделана огромная работа по сбору всей археологической и исторической информации о таврелях, ее систематизации и обобщению. В результате были разработаны и запатентованы современные правила игры в славянские шахматы.


Правила игры

Расположение фигур таврелей

Игра проходит на шахматной доске. В исходной позиции таврели располагаются таким образом:

Белые фигуры

Чёрные фигуры

 - один Волхв (король)  - один Волхв (король)
 - один Князь (ферзь)  - один Князь (ферзь)
 - два Ратоборца (ладьи)  - два Ратоборца (ладьи)
 - два Лучника (слона)  - два Лучника (слона)
 - два Всадника (коня)  - два Всадника (коня)
 - восемь Ратников (пешек)  - восемь Ратников (пешек)

Правила передвижения таврелей такие же, как и для соответствующих индийских шахматных фигур, включая рокировку и взятие ратника «на проходе».

Главная особенность игры в русские шахматы - возможность создавать «многоэтажные» башни, которые, учитывая состав включенных в них таврелей, могут осуществлять внезапные атаки на слабо защищенные поля в лагере противника. Игроки должны внимательно следить за составлением башен. Простое развитие фигур может привести к быстрой катастрофе.

Цель игры, как и в индийских шахматах, - матование волхва противника.


Отличия от индийских (стандартных) шахмат

  • Передвижение таврелей
  • Ни одна из таврелий до конца партии не снимается с доски.
  • Таврели могут перемещаться как на свободное поле, так и на поле, занятое другой таврелью (своей или противника), по правилам перемещения данной таврели.
  • Волхв не может передвигаться или оставаться на поле, атакованном таврелями противника.
  • Ратник, в ходе игры вновь попавший на свою исходную горизонталь (2-ю для белых и 7-ю для черных), теряет право хода вперед на два поля.
  • Образование башни
  • В случае, когда таврель передвигается на поле, занятое другой таврелью (своей или противника), образуется башня, на верху которой становится таврель, сделавшая ход, а внизу остается таврель, стоявшая на этом поле. Теоретически максимальная башня может состоять из 31 таврели (на верху - волхв, а под ним - все таврели белых и черных, кроме волхва противника).
  • Башня может становиться на другие таврели и башни, включая их в свой состав.
  • На волхва не может ставиться ни одна таврель.
  • Передвижение башни
    Башня передвигается по правилам хода верхней таврели.
  • Разделение башни
    Башня при своем ходе может разделиться на две (не более) части в любой пропорции. Действие оставшейся на поле части башни начинается немедленно (по правилам хода верхней таврели).
  • Превращение ратников
    Каждый ратник, достигнув поля превращения (на последней горизонтали), превращается только в ту таврель, перед которой он стоял в исходной позиции. Ратник, стоявший перд волхвом, превращается в хелги - таврель, обладающую возможностями передвижения князя и всадника одновременно. Превращение ратника осуществляется только тогда, когда он остается на поле превращения единственной таврелью или верхней в составе башни, и действие превращенной таврели начинается немедленно. При этом таврель ратника переворачивается (на ее нижней стороне обозначен символ таврели, в какую превращаетя ратник). Превращенная таврель в случае ее взятия (включения в состав башни) вновь становится обычным ратником.

Говорит чемпион России по русским шахматам О.В.Свирин:

В русских шахматах фигура не уничтожается, а берется в плен: на нее ставится фигура. При желании пленных можно освободить. Но можно ставить и свои фигуры друг на друга, тогда получаются боевые башни, которые играют как своеобразный десант. И это второе кардинальное отличие от классических шахмат. Есть еще одно интересное правило: волхв (король) может наступить на свою фигуру и потом с нее соскочить, а в классических шахматах такое невозможно, и часто свои же фигуры мешают движению.

Теории русских шахмат пока не создано, и поэтому здесь все зависит от интеллекта играющих, а не от знания зазубренных ходов и партий. В русских шахматах перворазрядник может обыграть гроссмейстера по классическим шахматам.

Запись партий

Партии записываются с помощью обычной полной шахматной нотации (без буквенного обозначения таврелей) со следующими дополнениями:

  • x - образование башни, например, b2 x d4;
  • _ - перемещение таврели и башни на свободные поля, например, c8 - g4;
  • (2) - разделение башни (в скобках указывается количество таврелей, снятых с верха башни), например, f3(2) x f6.

Отправить ссылку своим друзьям:
Подружиться с автором:

1 Таврели: славянские шахматы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>