Bloodway

Современные «казацкие стили». 1 часть

В последние годы, на волне повального увлечения восточными боевыми искусствами и единоборствами, неожиданно, как грибы после дождя, вдруг откуда ни возьмись появился «боевой гопак», а вслед за ним «казачий спас».

Первый - как «традиционное боевое искусство украинского (запорожского) козачества»; а второй - как «традиционное боевое искусство русского казачества»

 

Сразу скажу, что все эти «гопачники» и «спасовцы» имеют такое же отношение к казачеству, как патриарх всея Руси к католической церкви.

Легенда обоих стилей общая: стили воссозданы в первом случае потомком «запорожских козаков» неким Владимиром Пилатом, а во втором случае – «русских казаков» неким Юрием Сергеевым, выходцем из казачьей станицы Скуришенская Волгоградской области.

Вот только не знаю, смеяться или плакать, читая такое.

Начнём с «гопака» и его создателя Владимира Пилата: ну не может быть выходец с Западной Украины потомком легендарных запорожцев. По определению и исторически не может. Нет и не может быть на Западной Украине потомков запорожских казаков. Не селились они там ни до, ни после расформирования Запорожской Сечи по Указу Императрицы Екатерины Второй от 4 июня 1775 года. Да если и поселился кто, то за двести с лишним лет австро-венгерского подданства ничего казачьего в их потомках не осталось. Тем более что сам В. Пилат считает себя потомком каких-то рыцарей: не то польских, не то литовских, не то австрийских.

Кстати, во всей справочной и специализированной литературе так и написано, что «…боевой гопак , это –«современное компилятивное боевое искусство с элементами украинского фольклора…».

Что касается Юрия Сергеева, то, несмотря на его явно казачье происхождение, ничего «казачьего», кроме названия, в созданном им на основе боевого самбо стиля, нет и быть не может. Ну, разве что красивого сюжета из написанных им литературных произведений.

Да шут с ними с этими «гопаками» и «спасами». Я к ним ещё вернусь. Давайте поподробнее поговорим о действительно традиционных славянских боевых искусствах.

У славян, за их многотысячелетнюю историю, было создано немало, порой уникальных, боевых искусств, как с применением холодного оружия, так и рукопашных. В разные времена, у разных славянских народов их был не один десяток, под разными названиями. Порой, один и тот же стиль в разное время и в различных местностях и назывался по-разному, но имел одни и те же корни. Стили смешивались между собой, трансформировались друг в друга, перенимали различные приёмы ведения боя.

Постепенно, к началу 20-го столетия на территории России сформировался практически единый, с различными трансформациями, стиль. Тем не менее, какого-либо общего официального названия он не имел. У западных специалистов того, да и современного времени, он назывался «русский стиль». Под этим названием он, даже у нас, известен и сейчас.

Но, тем не менее, в народе у него было своё название: махалово или просто мах. Слово«махалово» сохранилось и до наших дней, и сейчас означает просто драку.

Из истории Руси и России, и из литературных произведений все знают, что на Руси очень любили кулачные бои «стенка-на-стенку». Причём не просто прилюдно, а при массовом скоплении народа, порой перед очами самого Государя сходился народ лихой и крепки силушкой померяться. Вот эти самые кулачные бои так же назывались махаловом.

К сожалению, в исторической и, особенно, в художественной литературе, прошедшей контроль советской цензуры, кулачные бои описываются и представляются исключительно в виде кровавых побоищ, устраиваемых пьяными мужиками.

На самом же деле кулачные бои, махалово, проводились по очень строгим правилам. Участвовали в них представители всех слоёв населения и сословий, включая и духовенство.

Хотя кулачные поединки были массовыми, стенка-на-стенку, они не были командными. Это было индивидуальное первенство на выбывание. Первоначально противники подбирались так, что бы, по возможности, быть примерно одинаковыми по росту, телосложению и силе. Этот принцип, по возможности, соблюдался и по мере выбивания проигравших бойцов. И так до тех пор, пока не оставалось два самых сильных и умелых.

Бои проводились по двум категориям: первая – до первой крови, вторая – до падения на землю. В обоих случаях бить разрешалось только руками, а не ногами или головой. Причём, только сжатым кулаком. За нарушение правил сразу же засчитывалось поражение. Примечательно то, что удары ладонями считались прямым оскорблением своего противника, что влекло немедленную дисквалификацию нарушившего правила. После окончания поединка противники в обязательном порядке мирились, «братались».

В боях «до первой крови» ценилась не сколько физическая сила, сколько умение нанести точный и молниеносный удар противнику, как правило, в нос, а так же умение увернуться от чужого удара или отбить его. По команде судьи оба соперника одновременно начинали бой, каких либо ограничений по продолжительности не было. Поединок мог продлиться и несколько секунд и, теоретически, несколько часов. До первой крови, короче говоря. Если один из противников, случайно оступившись, или от удара противника, падал на землю, поединок приостанавливался. Свято соблюдался принцип «лежачего не бьют»! Как правило, соперник подавал упавшему руку, что бы помочь ему подняться. И только после того, как упавший поднялся, отряхнулся, в обязательном порядке, по команде судьи поединок продолжался до первой крови. В боях до первой крови обычно участвовали либо начинающие кулачные бойцы, либо бойцы-легковесы. Проводились они первыми, для разогрева публики, так сказать. Или, как тренировочные для бойцов более высокой квалификации или бойцов-тяжеловесов.

В боях «до падения» ценилась именно физическая сила: демонстрировалось умение нанести один единственный сильный и сокрушающий удар, сбивающий противника наземь. Уклоняться от ударов противника или отбивать их не разрешалось, ценилось именно умение «держать» любой сильный удар противника. Противники по очереди наносили друг-другу удары. Первым наносил удар тот, кто по рейтингу считался более слабым. Или по жребию. В одном из источников описывалось, что кулачные бойцы одновременно подбрасывали вверх свои шапки: у кого шапка залетит выше, то и наносил первый удар. Бить разрешалось только в грудную клетку, по плечам и в лоб. Удары по другим частям лица, под-дых, под рёбра, в живот, в пах, а так же удары ногами и головой были категорически запрещены. Если кто-то, при ударе о лоб противника разбивал себе пальцы на обеих руках, то ему могли сразу же засчитать поражение: не можешь бить, не берись. Категорически запрещалось, под страхом дисквалификации, а то и поле строгого наказания, добивать упавшего наземь соперника. Принцип «лежачего не бьют» соблюдался очень строго! Если судьи видели, что один из противников явно или значительно слабее, то бой останавливался, «дабы не доводить дело до увечий или, не приведи Господь, до смертоубийства».

Проводились поединки и другого плана. Первое, это – показательные военные ристалища. Второе – что-то вроде современных «боёв без правил».

27-30 сентября 2012 года.

Продолжение следует...

Автор: Михаил Воротников

Отправить ссылку своим друзьям:
Подружиться с автором:

1 Современные «казацкие стили». 1 часть

  • cagclous сказал:

    я тоже считаю что все нынешнее «наследие» это новодел. идея понятно хорошая. но нужно изучать вопрос научно а не выдумывать как многие делают создавая свои системы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>