Bloodway

Невербальное общение

 невербальное общение

Полковник издал дикий крик, побагровел, разбил кулаком крышку стола, его глаза вылезли из орбит, рот страшно искривился, обнажив клыки, и из него закапала слюна… "Злится шеф…" – догадался майор Пронин, ведь он был мастером невербального анализа.


Люди, как правило, думают одно, а говорят другое. Поэтому очень важно понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% её сообщается посредством слов (вербально), 30% передаётся звучанием голоса и более 60% идёт по прочим невербальным каналам (жест, взгляд, мимика, поза).

Для правильного понимания говорящего оценивать произносимое следует в неразрывной связи слов, речи, пантомимики и других "сопроводителей" общения.

Ваш собеседник может попытаться обмануть Вас словами, но он не обманет своими телодвижениями, которые будут говорить обратное! Таким образом, Невербалика – это способ прочитать истинное настроение, мысль и намерение собеседника, даже если он пытается их скрыть.

Невербалику изучают профессиональные следователи, бизнесмены и шпионы. Лишь очень немногие люди могут в совершенстве контролировать свои невербальные реакции. Это, как правило, кадровые разведчики и некоторые преступники.

Ниже приведены некоторые невербальные реакции человеческого организма, которые несут в себе массу информации.

Мимика

  • Чрезмерная улыбчивость – потребность в одобрении.
  • Кривая улыбка – знак контролируемой нервозности.
  • Улыбка при поднятых бровях – готовность подчиниться.
  • Улыбка при опущенных бровях – высказывание превосходства.
  • Улыбка без подъёма век – неискренность.
  • Улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания – угроза.

 

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях таковы:

  • Радость. Губы искривлены и их уголки оттянуты назад, возле глаз мелкие морщинки.
  • Интерес. Брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены.
  • Счастье. Внешние уголки губ приподняты и отведены назад, глаза спокойные.
  • Удивление. Поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округлённую форму.
  • Отвращение. Брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят, человек словно подавился или сплёвывает.
  • Подозрение. Бровь приподнята, лицо вытянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-либо сверху-вниз, он как бы отстраняется от собеседника.
  • Страх. Брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причём нижнее веко напряжено, а верхнее слегка поднято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад. Когда в наличии лишь упомянутое положение бровей – это контролируемый страх.
  • Гнев. Мышцы лба сдвинуты внутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет.
  • Стыд. Голова опущена, лицо отвёрнуто, взгляд отведён, глаза устремлены вниз или "бегают" из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда сомкнуты, лицо краснеет, пульс учащённый, дыхание с перебоями.
  • Скорбь. Брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ несколько опущены.

Знать выражение лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

Взгляд и глаза

Откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза, недаром опытные игроки пытаются прикрыть их выражение за стёклами тёмных очков. Людей обычно выдают:

  • Какие-либо изменения в обычном выражении глаз, возникновение новых эмоций, сигнал реагирования на стимул.
  • Непроизвольные движения глаз ("бегающие глаза") – тревога, стыд, обман, страх, неврастения.
  • Блестящий взгляд – горячка, возбуждение.
  • Остекленелый взгляд – чрезвычайная усталость, наркотическое опьянение.
  • Расширение зрачков – ощущение интереса и получение удовольствия от информации, но так же сильное страдание, употребление некоторых лекарств или наркотиков.
  • Сужение зрачков – раздражение, злоба, ненависть и действие некоторых наркотиков.
  • Сумбурные движения глаз – опьянение.
  • Усиленное моргание – раздражение, обман.

Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кто им нравится или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения. В ходе общения чаще всего смотрят партнёру в глаза, когда слушают, а не когда говорят. Хотя, осуществляя внушение, смотрят прямо в глаза, когда говорят.

Субъект, который смотрит вам в глаза меньше трети периода всего общения либо не честен, либо пытается скрыть что-то. Тот же, кто усиленно смотрит вам в глаза – выказывает интерес либо раздражение, либо пытается доминировать.

Поза и её детали

Значительную информацию о внутреннем состоянии человека даёт статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности. Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют своё лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида:

  • Руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен – чувство уверенности в себе и превосходство над другими.
  • Корпус подан вперёд, руки подбоченясь на бёдрах – уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность и готовность отстаивать свою позицию до конца.
  • Стояние с опорой руками о стул или стол – ощущение неполноты контакта с партнёром.
  • Руки с расставленными локтями отведены за спину – ощущение превосходства над партнёром.
  • Закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов – знак агрессивности и уверенности в себе.
  • Высовывание больших пальцев рук из карманов – знак превосходства.
  • Скрещенные конечности – скептическая, защитная установка.
  • Нескрещенные конечности и расстёгнутый пиджак – установка доверия.
  • Наклон головы в сторону – пробуждение интереса.
  • Наклон головы вниз – отрицательное отношение.
  • Лёгкий отклон головы назад – агрессивность.
  • Сидение на краешке стула – готовность вскочить в любой момент, чтобы уйти или действовать, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору.
  • Закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди – знак отключения от разговора.
  • Забрасывание ноги на подлокотник кресла, сидя на нём – знак пренебрежения к окружающим и потеря интереса.
  • Скрещенные лодыжки у сидящего – сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние.
  • Положение сидя или стоя, с ногами, ориентированными на выход – явное желание прекратить разговор и уйти.
  • Частая перемена поз, ёрзанье на стуле, суетливость – внутреннее беспокойство, напряжённость.
  • Вставание – сигнал о том, что некое решение принято, беседа закончена, что-то удивило или шокировало.
  • Сцепленность пальцев рук – разочарование и желание скрыть отрицательное отношение.
  • Кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не соприкасаются – знак превосходства, уверенности в себе и своих словах, критическое отношение к словам собеседника.
  • Руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены перед ртом – скрывание своих истинных намерений, игра с партнёром в "кошки-мышки".
  • Поддерживание головы ладонью – скука.
  • Пальцы, сжатые в кулак, расположены под щекой, но не служат для опоры головы – признак заинтересованности.
  • Подпирание большим пальцем подбородка – критическая оценка.
  • Обхватывание своего бокала двумя руками – замаскированная нервозность.
  • Выпускание дыма от сигареты вверх – положительный настрой, уверенность в себе.
  • Выпускание дыма от сигареты вниз – негативный настрой со скрытыми или подозрительными мыслями.
Жесты и телодвижения

Жест есть не движение тела, а движение души. Он сообщает о желании человека и о том, что он в данный момент испытывает. Внешне одинаковые жесты могут означать у разных людей совершенно разные вещи, но существуют и тождественные моменты:

Активная жестикуляция – положительный компонент, понимаемый как дружеский настрой и заинтересованность.

  • Чрезмерная жестикуляция – выказывание беспокойства и неуверенности.
  • Демонстрация открытых ладоней – показатель откровенности.
  • Сжатие кулаков – возбуждение, агрессивность.
  • Прикрывание рта рукой или бокалом в руке – удивление, неуверенность, ложь, доверительное сообщение или профессиональная подстраховка от чтения по губам.
  • Прикосновение к носу или лёгкое почёсывание его – неуверенность в сообщаемом, ложь или поиск в процессе разговора новых контраргументов.
  • Потирание пальцем века – ложь, но иногда как ощущение лжи со стороны партнёра.
  • Потирание и почёсывание различных фрагментов головы – озабоченность, смущение, неуверенность.
  • Поглаживание подбородка – момент принятие решения.
  • Суетливость рук – настороженность, нервозность, смущение.
  • Пощипывание ладони – готовность к агрессии.
  • Покусывание ногтей – внутреннее беспокойство.
  • Всевозможные движения руки поперёк тела (поправить часы, прикоснуться к запонкам, поиграть пуговицей) – маскируемая нервозность.
  • Собирание ворсинок с одежды – неодобрение.
  • Оттягивание от шеи воротничка – гнев, человек подозревает, что другие распознали его обман.
  • Протирание стёкол очков, либо покусывание дужки – пауза для обдумывания, просьба подождать.
  • Снятие очков и бросание на стол – чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема.
  • Гашение или откладывание сигареты – максимальное напряжение.
  • Частое сбивание пепла с сигареты – нервозность.
  • Наклон головы набок – пробуждение интереса.
  • Быстрый наклон или поворот головы в сторону – желание высказаться.
  • Постоянное отбрасывание якобы мешающих волос со лба – беспокойство.
  • Явное желание опереться обо что-либо – ощущение сложности и неприятности момента.

 

Отправить ссылку своим друзьям:
Подружиться с автором:

1 Невербальное общение

  • Katrine сказал:

    вялые плечи наполняются мощью, чахлая грудь округляется позабытыми мышцами, лоб брыжет испариной благородства, глаза вылазят из орбит бытового испуга и безучастности и проницательно, словно два прожектора, высвечивают самую суть проблемы- «вот это шефа прет», подумал сообразительный майор Пронин )))) вариация на тему невербального анализа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>