Bloodway

Китайские шахматы

Игры на шахматной доске (или ее подобии) известны в Китае с незапамятных времен.

Это были игры разных жанров: гонки, военные стратегии, гадательные игры.

Непосредственно сяньци или, как их общепринято называть, китайские шахматы одна из древнейших и популярнейших в мире настольных игр.

Шахматные фигуры изобрели китайские жрецы даосы. Они использовали доски с астрономическими знаками: созвездиями, планетами и магическими символами.

Играли даосы тоже необычным образом, по доске снизу легко стучали и фишки сами перемещались. Чем создавали изменение ситуации на поле. Для подобного перемещения без непосредственного контакта с фигурами также использовали встроенные магниты, которые позволяли притягиваться и отталкиваться фишкам. Сыма Цян (1019 – 1086гг.) , например, в своих «Исторических записках»  II века до н.э. упоминает «сянь и» («шахматы горных волшебников»), в которых фигуры каким-то образом притягивались и отталкивались друг от друга.

Древнее игровое поле для сяньци была квадратом 8х8. В ней было разделение на

внутренний и внешний слой.

Фигуры: Зотоло, Дерево, Огонь, Вода, Земля, Рыцарь, Дракон, Король. Дракон находился во внешнем пространстве, а Король – во внутреннем.

Сыма Цян описывал также шахматы, 5-3 вв до н э., которые были подобны сянци, но игрались на большой доске для Го (19х19 клеток).

24 февраля 1206 года, во время правления Чжао Го Нан династии Сун, были опубликованы правила игры, в которой было семь комплектов фишек, семь армий: белые, красные, оранжевые, индиго, зеленые, фиолетовые, черные. Эта игра стала очень популярна в Китае. В ней, кстати, впервые появляется фигура «Катапульта», ее со временем заменят на «Пушку». Правила этой игры известны и сейчас.

Из них следует, что:

Если играли семеро (максимальное количество), каждый играл за одно «государство». Если шестеро, игрок, который играл за белых, брал в союзники одно государство. Если играли пятеро, то в дополнение к этому красные тоже заключали союз с другим государством. Если 4 – появлялся союз Ци+1, а вот если 3, то Цинь заключала не один, а два альянса. Приоритет, как видно из вышесказанного, был у белых и красных.

Как и в жизни, в игре китайцы придерживались массы церемоний. Например если игрок просит напасть на вражескую армию своего союзника, то должен выпить штрафное пиво или настойку. А когда берет командование над соседним государством, громко декламирует обязательство беречь его народ и берет на себя ответственность за него.

 

Ход передавался против часовой стрелки; красные ходили первыми. В каждой армии было 17 фигур. Фишка «Император» стоит в центре поля. Она не имеет своей армии и никому не подчиняется и даже  не принимает участия в битвах.

В каждом комплекте есть такие фигуры:

«Генерал» (Цзян) – ходил как ферзь в современных западных шахматах.

«Адъютант» (Пян) – ходил как ладья в современных шахматах.

«Офицер» (Бай) – ходил как слон в современных шахматах.

«Дипломат» (Синь Рен – «парламентёр») – эта фигура тоже  ходила как современный ферзь, но не могла бить и быть убитой и использовалась только для защиты и блокировки. При начальной расстановке «Дипломат» стоял на самом острие атаки, впереди войска.

«Катапульта» (Пао) – ходила как пушка в сянци, то есть двигалась как ладья в современных шахматах, но для захвата требовалась наличие ещё одной фигуры между нею и объектом атаки.
«Лучник» (Гонь) – ходил как современный ферзь, только на 4 пункта. Не мог перепрыгивать через другие фигуры.
«Арбалетчик» (Ню) – ходил как ферзь, только на 5 пунктов и тоже не мог прыгать.
Две «Сабли» (Дао) – ходили на один пункт по диагонали.
Четыре «Меча» (Цзянь) – ходили на один пункт по вертикали или горизонтали.
Четыре «Всадника» (Ци) – аналоги коней в современных сянци: ходили на 1 клетку по прямой линии, затем на 3 по диагонали. Не могли перепрыгивать черед другие фигуры.

Из настольной ролевой игры Любо в сянци перекочевали многогранный кубик и жетоны, что усложнило игру, введя в нее множество переменных.

Если игрок делал плохой ход, он мог взять его обратно только после оговоренного штрафа – бокала пива, пропуска следующего хода и т.д. За неправильный ход тоже штрафовался. Если игрок атаковал союзника, вся союзная армия снималась с доски.  Теперь она не могла ни помочь, ни помешать игроку.

Победа над государством противника была обеспечена, если «Генерал» вражеской армии был захвачен. Также достаточно было захватить не менее десяти фигур противника.

По окончании игры подсчитывались очки. Набравший большее количество получал «питейную победу». Проигравшие пили особый, наверное, не очень приятный, напиток. Захвативший более 30 фишек противников или захвативший более двух генералов, получал титул «Гегемона». Остальные государства воздавали ему почести и пили еще один штрафной бокал. Да, такой способ штрафов, скорее всего очень усложнял игру. Возможно, состояние пьяных игроков даже не всегда позволяло довести игру до конца.

В итоге,  в народе получили наибольшую популярность упрощенные (малые) шахматы – сяо сянци.

Продолжение следует...

Автор: Воробьев Руслан

Отправить ссылку своим друзьям:
Подружиться с автором:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>