Bloodway

История борьбы туйшоу. 3 часть

 

История борьбы туйшоу. 3 часть

Официальная история возводит зарождение туйшоу еще ко второму столетию до нашей эры. Считается, что именно в период правления императора Ю Ди сформировались принципы, которые позже легли в основу туйшоу. Историкам известно, что в годы правления императора Ю Ди уже существовала борьба шуай-цзяо, в которой впервые воплотились принципы туйшоу.

История борьбы туйшоу. 3 часть

 

Эта борьба предполагала приведение противника в безвыходное положение без использования ударов. Также традиция упоминает военачальника и литератора Гань Бао (III в.), который привнес в систему прикладного искусства работу с внутренними энергиями.

Ю Ди (Воинственный, 147–80(?) годы до н.э.) – император западной династии Хань, положивший конец длительному военному противостоянию аристократии и императоров Китая и объединивший государство под знаком сильной императорской власти. Период его правления сопровождался расцветом китайских искусств и наук. Конфуцианство при Ю Ди стало официальной государственной идеологией. По преданию, император повелел воздвигнуть в центре своей столицы «Золотой столб с чашей», в которой собиралась Небесная роса, эссенция Небесной реки. Ю Ди пил из этой чаши, и это дарило ему силу, здоровье и долголетие. В даосской традиции считается, что он владел эликсиром бессмертия. Это ставит его в один ряд с великими даосскими мастерами.

В эпоху раннего средневековья в Китае изменились приоритеты развития боевых искусств. Они были поставлены на службу государству, что создало предпосылки к разделению боевых искусств на внутренние (ней цзя, внутренняя семья ) и внешние (вей цзя, внешняя семья ). В результате такого разделения изменился весь уклад жизни, ведь помимо интересов внутреннего развития человека во главу угла начали возводиться и общественные, государственные интересы.
В эпоху правления династии Мин (XIV–XVII века) продолжилось разделение боевых искусств на внутренние и внешние. Основной причиной этого разделения является общее доминирование «внутреннего» над «внешним» в китайской культуре. Подобное разграничение наблюдается и в китайской живописи, каллиграфии, литературе. Вторая причина этого разделения лежит в том, что к XVII веку многие философские категории (инь – ян, движение – покой, пять первостихий и т.д.) обрели соответствие в технических действиях. До той поры ни один крупный трактат по боевым искусствам не указывал на внутренние принципы движения энергий. Также формированию школ и стилей боевых искусств способствовала традиция проведения народных фестивалей в XIV–XV веках, на которых собирались представители самых разных течений.

В стенах шаолиньского монастыря к XIII–ХIV векам сложился стиль шаолинь цюань, сыгравший важную роль в развитии многих боевых искусств. Вокруг этого стиля в наше время возникло немало спекуляций, и в современном виде он существенно отличается от своего первоначального варианта.
Шаолиньский монастырь был построен в 495 году. В 527 году в нем поселился монах Бодхидхарма. Считается, что он является создателем секты шаолиньского чань (дзен буддизм), в основу которой легла буддийская философия и алхимические практики внутренней трансформации. Техники, разработанные Бодхидхармой, включали в себя особую работу с дыханием, развивали тело и сознание. Впоследствии монахи постоянно дополняли эти техники, включая в них традиционные китайские (даосские) знания.

В XVI–XIX веках – период активного становления внутренних стилей – под влиянием буддизма и даосизма происходило осознание важности внутреннего развития, возникла необходимость в соответствующей воинской философии. Внутренние стили формировались на базе уже реально существующих внешних приемов. Мастера и даосские монахи создали новую философию, основанную на слиянии доминировавших внешних техник и внутреннего развития. В результате возникли такие направления, как тайцзи цюань, багуа чжан и син'и цюань.

Этот период в истории принято обозначать как «уданский». Именно тогда возникли стили, в том или ином виде дошедшие до наших дней. Самым выдающимся представителем уданской школы считается, уже упомянутый, Чжан Саньфэн.

Чжан Саньфэн – полулегендарный мастер. Сведения о времени его жизни и свершениях в разных традициях расходятся. Считается, что он был даосским алхимиком, изготовившим пилюлю бессмертия. Установлено, что Чжан Саньфэн родился в 1247 году в эпоху династии Сун. Согласно одним источникам, он умер в 1464 году, прожив более 200 лет, другие указывают на значительно больший срок жизни (так, ученый Ван Янлин упоминает о встрече с ним в 1723 году, когда Чжан Саньфэну могло быть уже 476 лет!). В молодости он был чиновником и служил уездным главой. Посещая монастыри, Чжан Саньфэн увлекся даосизмом и поселился в горах со своими учениками. С долгожителем и мудрецом пытались встретиться правители XIV–XV веков, но немногие удостоились такой чести. Ответив однажды согласием на приглашение правителя из царства Вэй, Чжан Саньфэн тронулся в путь, но дорога оказалась непроходимой из-за местных бандитов. По преданию, в ту же ночь во сне он получил откровение от Изначального Владыки, даосского божества, передавшего ему знания о тайцзи-цюань.

Как уже говорилось, многие современные боевые искусства практически выросли из корней того, что мы сегодня называем туйшоутайцзи цюань, багуа чжан, син'и цюань, вин чунь, шаолинское кунгфу, айкидо и др.

В сегодняшнем же виде практика туйшоу опирается на традицию семьи Чэнь, а ее создание приписывается знаменитому мастеру Чэнь Вантину.

Чэнь Вантин, второе имя Чэнь Цзоутин (1600–1680) – офицер и выдающийся мастер боевых искусств в эпоху династии Мин в Китае. Ему приписывается создание стиля «Кулак Чэнь», а также практики с широким мечом (меч дао) и техники работы с копьем. В провинциях Хэнань и Шандун Чэнь Вантин был известен как борец с бандитами и грабителями, которые досаждали торговым караванам. В преданиях говорится, что днем он отрабатывал свое боевое мастерство, а ночью погружался в изучение китайской литературы.

Для понимания тонкостей тайцзи-цюань очень важно осознание стиля семьи Чэнь, старейшего из существующих стилей тайцзи-цюань. Из него выросли все современные стили, в частности стиль Ян, созданный Ян Лучанем (1779–1872), учеником Чэнь Чансина (1771–1853), потомка Чэнь Вантина в пятом поколении. Ян Лучань преподавал знания о внутренней силе и его боевых приложениях придворным последнего китайского монарха – императрицы Цы Си (1835–1908).

Практика «толкающих рук» или «слушающих рук» развивалась во многих китайских боевых искусствах и являлась одной из их основой. Именно умение контролировать себя, а уж затем противника, определяло подлинное искусство мастера. Многие современные боевые искусства практически «выросли» из корней того, что мы называем сегодня туйшоу. Как, например, столь популярное айкидо, вышедшее из стиля дайто-рю айкидзюцу, берущего свое начало в одной из буддистских сект, ученье которое распространялось из Китая, из японских единоборств аналогом туйшоу в абсолютной весовой категории выступает традиционная борьба Сумо, которая также пришла из Китая. Даже легендарные лазутчики ниндзя, которые, в свою очередь также принадлежали к сектам китайского тантрического буддизма, восприняли тайное боевое искусство своих материковых собратьев, что помогало им противостоять даже знаменитым самураям.

Современное туйшоу, как практика, – это, скорее, свод знаний о биомеханике тела и принципах построения движений, понятие о циркуляции энергий и т.д., а не просто некий набор упражнений. Это наука, имеющая глубокие корни и различные формы применения.

Автор: Воробьев Руслан

 

Отправить ссылку своим друзьям:
Подружиться с автором:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>