Bloodway

История борьбы туйшоу. 2 часть


История борьбы туйшоу. 2 часть

Наряду с борьбой на поясах и вольной борьбой, воины практически всех древних государств практиковали борьбу на выталкивание, с целью улучшения своих боевых навыков, как в бою один на один, так и пылу сражения целых армий, когда вооруженный воин не мог выполнить удар кулаком или сложный борцовский прием, в силу того, что он закован в доспехи и руки его заняты мечом и щитом.

Оставалось только подталкивать противника, чтобы разорвать дистанцию или опрокинуть его на землю с последующим добиванием. Это умение также пригождалось в конном бою или пешего против конного, чтобы сбросить противника с седла.

 

Кстати, технику щитового боя явно напоминают такие стандартные приемы туй шоу, как пэн (упор предплечьем), цзи (толчок двумя руками через предплечье или кисть) и као (толчек плечом).
Приемы туйшоу также помогали парировать, перехватить, выбить или отобрать оружие противника в бою.
• Я, в свое время, заинтересовался параллелью борьбы на выталкивание и рыцарского фехтования. Посмотрев несколько рыцарских турниров представителей исторического фехтования различных школ и пообщавшись непосредственно с их участниками и тренерами команд, я окончательно убедился в правильности этой теории. Дело в том, что большинство опытных участников подобных турниров, вместо демонстрации чудесного владения мечом, просто напросто сближались с противником, не давая ему свободно орудовать, «вязали» его и, используя толкания с заступом или подсечкой, старались свалить и добить лежачего. Как оказалось, даже по международным правилам, упавший считается побежденным и не имеет права вставать до конца сражения (если в бою участвует несколько бойцов).
Подобные соревнования издревле практиковали и славяне, как в непосредственно борьбу, так и в игровой манере. На праздники, кроме кулачного боя и всяческих соревнований на силу и ловкость, были популярны бои «стенка на стенку» и игра в «царя горы».

«Стенка на стенку» до сих пор является популярным народным гулянием и представляет собой взаимное толкание выстроившихся в два ряда команд соперников. По команде обе «стены» начинали сближаться и после контакта старались вытолкнуть команду соперников за их линию или разорвать их строй, используя только техники толкания корпусом и руками.

Второй вид «славянского туйшоу» это игра «в царя горы», в котором все участники становятся в центр площадки и начинают выталкивать друг друга за ее периметр. Это борьба всех против всех, где каждый сам за себя. В результате на территории площадки остается один игрок, который не был вытолкнут. Он и становится «Царем горы».

Среди казаков России и Украины до наших дней дошел вид единоборства «толкушки» или «штовхачки», который является максимально приближенным к китайскому туйшоу видом борьбы. Задача очень проста, опрокинуть противника на землю или вытолкнуть противника за линию боевой площадки ( статичный вариант: столкнуть его с места (скамьи, столба итд)) любыми средствами. В настоящее время даже проводятся официальные соревнования по этому виду.
Итак, мы с вами убедились в древности и полезности умения оттолкнуть или опрокинуть соперника без ударов и борьбы. Теперь перейдем к истории зарождения борьбы на выталкивание на родине туйшоу, в Китае.

История китайского туйшоу, как соревновательного вида спорта, по мнению многих специалистов, восходит еще ко временам раннего средневековья. Когда монгольские войска Чингисхана завоевали Поднебесную империю, в быт и культуру китайцев начали входить, навязываемые монголами, обычаи степняков-воителей. Соревнования воинов теперь проводились регулярно на всех многочисленных праздниках. Среди видов состязаний того времени манголы более всего почитали: конный спорт, стрельбу из лука и борьбу. В свою очередь эти три вида включали в себя массу различных проявлений. Но нас, в данной работе интересует, прежде всего, борьба, а именно борьба на выталкивание туйшоу (дашоу, как ее еще называли) и вольная борьба шуайцзяо ( в которой, кроме толкания, также можно было выполнять захваты за одежду и все виды бросков).

Каждый монгольский воин должен был быть мастером борьбы, которую они (по какой-то, и возможно очень веской причине) однозначно ставили выше кулачного боя. И действительно чемпионами на этих соревнованиях становились в основном представители манчжурской знати.
Именно тогда, скорее всего, и зародились основы борьбы туйшоу в Китае. Манчжуры практиковали борьбу на поясах, вольную борьбу, борьбу в стремени (сидя на лошади) и борьбу на выталкивание. Проводились также соревнования, подобные нашему «царю горы», когда чемпионом становился спортсмен, поборовший всех участников. Такие чемпионы удостаивались большой чести, титулов, земель с крестьянами и больших денежных призов.

Отличием борьбы туйшоу и шуайцзяо от других видов борьбы также проявляется в том, что в них напрочь отсутствует борьба в партере. В Китае этот момент часто обьясняют тем, что мол «кувыркаться по земля не эстетично и не достойно чести воина». Однако, на мой взгляд. Есть еже одна немаловажная и очень практичная деталь, касаемая военное использования практики туйшоу. А именно, воин, упавший на поле брани, имеет мало шансов подняться, не будучи сразу добитым, особенно учитывая доспех и напирающих со всех сторон противников. Поэтому бросить противника, оставшись на ногах, является главной целью борьбы. Ввязываться же в длительную борьбу, а тем более на земле, было очень опасно. «Кто упал, тот пропал». Если воин и терял равновесие, то после падения, сразу же старался встать на ноги, чтобы продолжать бой в полной боевой готовности.

Постепенно, ассимилируясь в среде местных ханьцев, манчжуры приняли уклад жизни Поднебесной, забыли свой язык и культуру, которая значительно проигрывала древней китайской цивилизации, но некоторые элементы, все же, остались. Одним из них, как раз, и являются борьба шуайцзяо и борьба туйшоу. Эти виды борьбы, оставаясь закрытыми для рядовых граждан Китая, перекочевали в закрытые семейные школы и монастыри, где продолжали развиваться до наших дней. Среди таких монастырей блюдущих и пестующих воинские традиции стали, в первую очередь, буддийский храм Шаолинь и даосские храмы Удана и Эмэя. Откуда и берет свое начало знаменитый «внутренний» стиль китайского ушу – тайцзи цюань (Кулак Великого Предела), который изначально захватил монополию на туйшоу и по сей день считается главной школой этого вида единоборства, несмотря на то, что и в шаолиньских и в уданских стилях ушу, элементы туйшоу по сей день активно практикуются и занимают почетное место во многих системах китайских единоборств.

Если принять за основу принцип, что умение контролировать себя, а затем и противника определяет подлинное искусство мастера, можно утверждать, что практика «толкающих рук», или «слушающих рук», развивалась в той или иной форме во всех боевых искусствах и при этом была их основой. Принципы, лежащие в основе туйшоу, актуальны и востребованы сегодня в самых популярных практиках (как, например, в айкидо, вышедшем из стиля Дайто-рю айкидзюцу (Daito-ryu aikijutsu) и берущем начало в одной из буддистских сект).

Автор: Воробьев Руслан

Продолжение следует...

Отправить ссылку своим друзьям:
Подружиться с автором:

1 История борьбы туйшоу. 2 часть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>