Bloodway

История борьбы туйшоу. 1 часть

История борьбы туйшоу. 1 часть

Туй шоу - практика парной работы с "8-ю силами Тайцзи", в которую входит, среди прочего, и вольная борьба как способ тренировки.

Туй шоу является древнейшим методом развития прикладных навыков, возникшим вне зависимости даже от практики " перетекающих форм" (таолу) в гунфу.

История борьбы туйшоу. 1 часть

Хотя именно правильное и точное (!) сочетание этих методов дает самый высокий коэффициент эффективности, которым славятся так называемые "мягкие" стили гунфу. Следует понимать, что деление на "мягкие" и "жесткие" стили качественно достаточно условно. Хотя и отражает некоторый подход к практике и тренировкам. Иногда эту практику называют "техникой толкающих рук", опираясь на толкование термина ТУЙ (толчок). Это не совсем верно. Просто ныне существует тренировочно -соревновательный метод с одноименным названием, где запрещены удары и опасные действия, например, приемы "циннна", разрывы и выкручивания, заломы, а так же ряд амплитудных и опасных бросков. Но это характерно для нашего времени. Так-же произошло, например, в таиландском боксе и китайском ушу. Например, МУАЙ ТАЙ - это не стиль на сегодняшний день (типа каратэ), а форма условного поединка в Таиланде, ставшая собирательным названием, преимущественно вовне. То же, с Саньда (xanda) в Китае. Это не стиль,и не школа, а общее название направленности тренировочного процеса, ориентированного на соревнования. Однако, до сих опр нет даже единых национальных правил по этим направлениям. В ТУЙШОУ это связано с несколькими аспектами. Важным из них считаю тот, что этот метод туйшоу построен на "чистых приемах сил" тайцзи, основывается на качестве "слушания", "прилипания" к противнику. Откуда, кстати еще одно название туйшоу -"слушающие руки", которое примерно в 14-15 веках перешло во многие эмейские стили, чуть позже, и в шаолиньскую ветку (точнее во многие школы Цзуншане, например в направление Винчунь). Однако, этимологически, термин ТУЙ (толкать, проталкивать) следует читать иначе. Дело в том, что принципиально действия "толчок" и "удар" по способу передачи энергии различаются только по длине волны. Поэтому в старину термин "туй" применялся для обозначения ЛЮБЫХ действий рукой, в результате которых передавалась кумулятивная энергия, как на "короткой", так и на "длинной" волне. Например, при разбивании предметов. Поэтому, кстати, в рассказах о турнирах туйшоу в Ченьцзягоу так много упоминаний о разрушительных действиях открытой ладонью и смертельных окончаниях поединков. Многие  из которых, к слову сказать, не только не были санкционированы, но при высоком уровне бойцов, неограниченны никем и ничем. Дело в том, что в Ченьцзягоу ,  да, и собственно, в любом другом сельском районе Китая, каждый вышедший в те времена на туйшоу (также присутствуют термины дашоу и саньшоу, позже, уже почти что в 20-м веке уже встречается термин саньда, связанный с конкретными условиями поединка) придерживался не столько установленных правил, сколько опоры на "слушание" и обоюдную незримую грань "внутренней этики" бойца, когда то, что он сам себе позволяет, определяется в зависимости от грубости или тонкости действий его противника. Это называлось "правдой УДЭ" и являлось составной частью Традиции реального туйшоу - саньда. Из правил признавалось только одно: если один из бойцов говорил "Хватит!", другой должен был остановиться. Если, конечно, он не потерял сознание до этого.

Туй шоу- не просто борьба. Это совершеннейший метод построения структуры защиты и нападения. Сейчас много экспериментов и поделок на данную тему, "суперстилей" и "суперсистем". А все уже давно изобретено и прибавить нечего.

Ниже цитата из одной китайской книги о тайцзи семьи Чэнь.

«Раздел боевой подготовки в тайцзицюань. Представляет собой парные упражнения, направленные на развитие навыков борьбы в тайцзи цюань. На этапе обучения используется хоть и мягкое, но реальное нажатие, что бы партнеры научились чувствовать вектор силы, слушать ее источник и путь. Необходимая практика для усвоения сил Тайцзи, восьми базовых состояний энергии в практике Тайцзицюань. Безусловно, боевая практика, так как в ее основе лежит глубокое исследование всех возможных взаимодействий между партнерами с применением всех сил и разнообразных приемов. В основе самой практики Туйшоу лежит развитие качества «слушания». При высоком уровне развития этого качества боец тайцзи цюань способен достичь очень высокого порога чувствительности, позволяющего определять намерения противника заранее и предпринимать своевременные превентивные меры защиты. Это позволяет так выстроить ход поединка, что действия всех сил нападающего будут обращены против него самого».

О высоком уровне мастеров тайцзи известно много легенд. Так с их руки не могут взлететь даже ласточки, а по малейшему изменению потоков воздуха мастер может определить направленный в него удар, даже не глядя. Достоверно известны лишь подвиги немногих и то, что занятия Туйшоу дают любому борцу вследствие специальной подготовки новые возможности применения своих приемов, какими бы они не были,- будь то ударная техника, техника бросков или болевых приемов. Последние объединены в специальный раздел туйшоу под названием Цинна, раздел болевых замков и заломов, изучаемый на продвинутых стадиях в Туйшоу. Сами приемы не являются на сегодняшний день уже прерогативой Тайцзи цюаня. Они в современных боевых искусствах представлены достаточно широко (дзю-до, айкидо, хапкидо и даже отечественное самбо), однако метод тренировки и по сей день остается уникальным по эффективности, так как отличается комплексностью и сохранен без изменений еще с тех времен, когда от чувства «слушания» противника зависела жизнь. В некоторых более поздних видах боевых искусств эти способы подготовки присутствуют и поныне, но в более утилитарном, урезанном виде, а из спортивных единоборств эти способы туйшоу исчезли практически совсем. Да, и зачем там они - риск увечий, а тем более смерти спортивные методы и правила сводят к минимуму, а программы спортивной подготовки и приоритеты развития не позволяют тратить время тренировок на «неактуальную» и многолетнюю подготовку «пресловутого» слушания. Более того, на определенном этапе методы подготовки бойца Туйшоу включают в себя техники цигун и медитации, что и вовсе непонятно энтузиастам от спортивных «одноборств», а многими «боевушниками» отметаются как оздоровительные. Напротив, в тайцзицюань, как и в некоторых других школах «внутреннего стиля» (НейЦзя), этим методам уделяется повышенное внимание и долгие часы тренировок, доводящих до предела возможностей не только тело, но и сознание. Так, например, развитие «фацзин», феноменального качества удара или любого иного применения взрывной силы, позволяющего мастерам как разбивать каменные плиты, так и просто размалывать булыжники в щебень, вообще невозможно без использования медитативных техник и цигун-тренировки.

Туй шоу это тестирование понимания формы (которая делается медленно) на практике и развитие ощущения противника.

На первый взгляд неискушенному зрителю может показаться, что в толканиях двух соперников нет ничего примечательного, но уверяю вас, все гораздо сложнее.

Многими школами боевых искусств во всем мире подобная практика возведена чуть ли не в разряд основной.

Индейцы Америки, джигиты Кавказа, греческие спартанцы, индусские сикхи, японские самураи, китайские воины и даже славянские богатыри сотни лет использовали приемы борьбы на выталкивание и регулярно проводили соревнования по этому, казалось бы, простому и не примечательному виду единоборства.

Автор: Воробьев Руслан

Продолжение следует...
Передвижения в туйшоу.
Основы тайцзи туйшоу. 1 часть
Основы тайцзи туйшоу. 2 часть
Занятия ушу в клубе "Тайцзи"
Тайцзи - боевое применение
Тайцзи Байлунбол или теннис по-новому

Отправить ссылку своим друзьям:
Подружиться с автором:

1 История борьбы туйшоу. 1 часть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>